morskoeutro (morskoeutro) wrote in fusion_travel,
morskoeutro
morskoeutro
fusion_travel

Categories:

2000 км по Турции. В гости к Санта Клаусу.

После Кекова мы отправись в Демре (древнее название - Мира), где жил человек, сташий прообразом современного Санта Клауса. Наша цель -  "Баба Ноэль Килизе" - церковь Деда Мороза, как переводят продавцы экскурсий, чтобы взбодрить утомленных солнцем туристов. Но это неправильный перевод. Давайте сразу договоримся, что Санта Клаус и Дед Мороз это четыре разных человека разные персонажи. Просто для многих они стали сходными до степени смешения благодаря рекламе Кока-Колы экспансии западной культуры. Так что пусть Дед Мороз спокойно готовится к Новому году в славянских северных широтах. А мы будем узнавать подробности жизни человека, который для западного мира стал Санта Клаусом, а нам знаком как Святой Николай, Николай Угодник, Николай Чудотворец.

Вот так выглядит Санта Клаус по-турецки. 
 
Как видите, не похож ни на привычный рождественский персонаж, ни на церковного служителя.


Сначала я подумала, что это увековечен какой-нибудь современный турецкий деятель в национальной одежде, и надо мною просто подшучивают, называя фигуру Святым Николаем и Санта Клаусом. Эта скульптурная группа стоит на площади неподалеку от храма-музея Святого Николая. И вот что интересно: меньше чем за десять лет на этом постаменте сменилось два памятника. Это уже третий вариант. 

Сначала (в 2000 году) на площади был установлен созданный русским скульптором Григорием Потоцким монумент, где св.Николай предстаёт в образе христианского епископа. Но, видимо, обилие христианской символики на улице мусульманского города слишком резало глаз. И памятник перенесли поближе к музею. Теперь он стоит прямо у входа. 


Взамен на площади в 2005 году появился пластиковый Санта Клаус, которого мы привыкли видеть на рождественских открытках. Но и праздничный Санта в куртке, отороченной белым мехом, тоже странно выглядел в этом жарком климате и не прижился на площади. (Фото по запросу: Санта Клаус в Турции)


С 2008 года по сей день на постаменте скульптура, которую вы видели на первом фото. 

Около музея есть ещё одна вариация на тему св.Николай с детьми. Тут уже окладистая борода и мешок с подарками за плечом кагбэ намекают дают нужные ассоциации. Но если присмотреться внимательней, шаблон опять трещит по швам  - зимний даритель шагает босиком! 
 
 
В общем, такое разночтение образов раззадорило моё любопытство, и теперь я знаю всех оленей Санты по именам как христианский священник превратился в армию толстеньких, ряженых в красный костюмчик бородачей, атакующих земной шар каждое рождество. Трепещите! Сейчас будет лекция. А потом пройдём в мирликийскую церковь св.Николая.


Сначала Святой Николай не имел никакого отношения к Рождеству. Он умер 6 декабря в 343 году (19 декабря по новому стилю). И знаком почтения к нему, а также одним из способов следовать его заветам, стала традиция дарить подарки детям в этот день. Но в период Реформации (XIV век), выступающей против почитания святых, день вручения подарков был перенесён на 24 декабря. В период Контрреформации обычай подарков "на Николая" вернулся. Но и рождественские подарки остались, причем в некоторых странах "приносить" их на Рождество стал св.Николай. В 1625 году голландцы привезли эту традицию на остров Манхеттен, основав там Новый Амстердам, который впоследствии стал всем известным Нью-Йорком. Там Святой Николай из голландского Синтер Клаас превратился в Санта Клауса. Причем,  "Санта" - прилагательное женского рода, т.е. не "святой", а "святая". Думаю, это неудивительно для тогдашнего молодого Нью-Йорка, где смешались и переплелись многие языки и традиции.
    

В 1822 году житель Нью-Йорка, протестантский священник, учитель греческой и восточной литературы в духовной семинарии, Клемент Кларк Мур написал для своих шестерых детей небольшую поэму «Ночь перед Рождеством, или Визит Святого Николаса». Серьёзность священника и преподавателя уступила место отцовским чувствам, и Святой Николас из епископа превратился в волшебника, разъезжающего на оленьей упряжке и доставляющего подарки через дымоход. Изданию поэмы Кларк Мур противился, но она всё же была издана и стала настолько популярной, что через 22 года он признал своё авторство. А переиздают эту книжку до сих пор.
    

В конце ХIХ века карикатурист Томас Наст воплотил образ Санта Клауса в рисунках. Он около тридцати лет развивал эту тему и ввёл в обиход традицию писать письма Санте. При этом родиной Санты стал Северный полюс, где обитали ещё и помощники-эльфы. Известность Санты-волшебника набирала обороты. 
   

Тогда же предприимчивые американцы стали пользоваться популярностью Санты в коммерческих целях. Еще в 1841 году на крыше магазина возле дымохода впервые появился переодетый в Санту человек. Это был актер - друг коммерсанта Д.Паркинсона, нанятый им для привлечения покупателей. А в 1890 году в Бостоне возле одного из магазинов появился Санта, часами выслушивающий детские сокровенные пожелания. Шотландский эмигрант по имени Эдгар был так хорош в этой роли и с таким неподдельным удовольствием общался с детьми, что с тех пор и появилось обыкновение посидеть у Санты на коленях и шепнуть на ухо «заказ».

Самую мощную раскрутку толстенькому бородачу дала рекламная кампания Кока-Колы. Используя образ Санты ещё с 1931 года, компания виртуозно решила задачу повышения спроса на прохладительный напиток в зимний период. Такие вот метаморфозы происходили с образом Святого Николая в последние несколько веков.
  

Это было лирическое отступление. А теперь продолжим экскурсию.

Мы имели неосторожность спросить у случайной прохожей, как пройти в библиотеку к храму св.Николая... и оказались сначала в иконном центре. Случайная прохожая оказалась русскоговорящей и работала тут. Посетовала: "Как же вы, грешники, без свечек в храм-то собираетесь идти!? Немедленно купите, ибо поглотит вас геена огненная". Рекомендую заходить в подобные магазины, только если вы целенаправленно ищете сувенир. Случайно же оказавшись внутри, начинаешь чувствовать себя тушканчиком, на которого охотится коршун.

 
Вырвавшись на свободу Определив нужное направление, идём к храму. Вернее, к музею. Затрудняюсь дать однозначное определение, т.к. с одной стороны - это историческая достопримечательность, для осмотра которой нужно приобрести билет. С другой стороны - дважды в год тут проводится настоящая церковная служба. Пусть будет храм-музей. Вокруг и над ним - защитное сооружение, чтобы уберечь от разрушения сохранившиеся стены.

 
Не буду больше утомлять лекциями повторением фактов и легенд об этом строении и о самом Святом Николае. Просто покажу несколько фотографий с экскурсии и упомяну моменты, показавшиеся мне интересными или ключевыми. Если хочется погрузиться в тему, подробности - в Википедии (про церковь в Демре, про св.Николая) или гугл вам в помощь.

От времени жизни св.Николая нас отделяет более шестнадцати веков. Он родился в Патаре - небольшом городке Ликии (римская провинция). Учиться Николай отправился из глубинки в столицу в Александрию, которая на тот момент была важнейшим городом эллинистического мира. Благосостояние семьи позволяло ему такие поездки. Но после смерти родителей Николай отдал наследство на благотворительность. И гонения на христиан, и дальнейший период веротерпимости пришлись на годы его служения. Епископом служил в Мире, и значение этого города для Ликии росло даже после смерти Николая. При жизни он прославился как защитник оклеветанных и примиритель враждующих. Теперь почитается как чудотворец, покровитель детей, купцов и моряков. Вот, например, символическое подтверждение - крест и якорь - на церковной плите.


Здание, которое мы сейчас можем рассматривать построено уже около VIII века (т.е. по прошествии 4-5 веков после жизни Николая). Оно было затоплено рекой Мирос и стало восстанавливаться только в 1858 году.
До него была базилика, разрушенная арабами в VII веке.
А самая первая Феодосийская церковь (по имени императора, Феодосия Младшего, построившего её) была возведена сразу после смерти Николая и впоследствии  разрушена землетрясением. 


И на протяжении всех этих крушений и восстановлений, сохранился саркофаг, где предположительно покоились мощи святого. Среди историков нет общего мнения на этот счет: возможно, что он был погребён не в саркофаге, а под плитой на территории церкви. Но сами мощи были вывезены в 1087г в Италию в город Бари. Мотивом подобной несанкцианированной перевозки (в некоторых источниках - похищения) мощей, как я поняла, было желание уберечь их от осквернения мусульманами, которые в то время захватывали владения Византии в Малой Азии. 

 
На стенах - множество хорошо сохранившихся фресок. А ведь высота наносов ила при затоплении этого здания доходила почти до восьми метров от уровня фундамента.

 
Роспись одной из потолочных арок.

 
Вот такую любопытную фреску видела. Оказывается, в картах используется христианская символика, относящаяся к моменту распятия Христа: трефы - крест, бубны - гвозди, червы - губка, с которой его поили, пики - пронзающее копьё. 
 
 
Удивили ещё надписи (похоже, древнегреческие) на плитах и камнях. Нашла такую версию: при строительстве базилики использовались камни от разрушенных языческх храмов. И сразу вспомнила фразу из Википедии, о которую споткнулась - св.Николаю приписывают разрушение нескольких языческих храмов. Как-то не вяжутся у меня в голове образы благообразного старца и воинствующего разрушителя. С другой стороны, понимаю, что борьба религий не бывает мирной.
 
 
Своды в одном из помещений церкви. Над ними - светлый защитный тент.


Во внутреннем дворике церкви перед одним из саркофагов - их в церкви несколько. 
 

Напоследок упомяну ещё один запомнившийся факт - св.Николай был вегетарианцем. По крайней мере, так утверждают исследователи Масачуссетского университета.

Вот такие получились фрагменты. Если рассказывать о церкви св.Николая исчерпывающе, полностью, чтобы нечего было добавить - получится не пост, а книжка. В которую нужно было бы вместить: и про архитектуру тех строений, что были на этом месте; и про историю христианства (не, в одну книжку точно не поместится :) ) и исторические условия того времени; и про жизнь живого человека, который теперь стал для одних людей - святым, а для других - добрым сказочным персонажем; и про споры о перевозке мощей св.Николая; и про русско-турецкую войну и её влияние на участь этого места, и т.д, и т.п. Нет, слишком ёмко и насыщенно для туристического отчета. Поэтому просто пожелаю побывать в этом храме-музее всем, кто этого хочет. И узнать, про всё, что хочется узнать в связи с ним. Для меня некоторые вопросы так и остались открытыми...

Закончив экскурсию, мы вернулись к машинам. Обнаружили, что выезд перегорожен каким-то пепелацем стареньким автомобилем. Он оказался открытым. Зайку бросила хозяйка. Владелец не откликался. Оттолкали чуть в сторонку. Выехали.

 
Саркофаги в городском ландшафте.
 

Мы почти замкнули траекторию автопробега. Впереди прогулки по Анталии перед отлётом.  

Предыдущие дни путешествия:
2000 км по Турции. Начало
2000 км по Турции. Бейшехир
2000 км по Турции. В поисках лесного озера
2000 км по Турции. Пещера Инсуйю и забытый город Сагаласос
2000 км по Турции. Памуккале и Иераполис
2000 км по Турции. Эфес
2000 км по Турции. Мармарис. Джип-сафари
2000 км по Турции. ТермеМарис. Пикник на пляже. Праздник в Каше.
2000 км по Турции. На яхте над городом

Подготовка фото  

morskoeutro и Alexey Kot 

Огромная благодарность сообществу [info]fusion_travel и компании DenizTravel за организацию этого увлекательного нестандартного путешествия. Как отправиться в подобный автопробег узнавайте тут.

Tags: Автопробег по Турции, Турция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments